вторник, 19 марта 2013 г.

Они не читают!

Наверное, только ленивый не посетовал по поводу падения интереса современной молодежи и  подростков к чтению. В общественном сознании сформировался уже и привычный комплект причин такого горестного состояния. Среди них влияние телевизора (этой "беде" лет тридцать), и, безусловно, коварный Интернет, и общее падение нравов. Однако среди лидеров - школа в целом и преподавание литературы в частности.


Любопытно, что с тезисом о порочном влиянии школьного преподавания литературы готовы согласиться как наиболее активные представители общественности, так и школьные учителя. Аргументы, правда, разные.
Позиция общественности в общем известна: скучные, недоступные пониманию детей книжки, неинтересные уроки, тоскливые учебники, непонятные задания, пресловутые сочинения по шесть страниц отвращают детей от настоящего чтения. Позиция учителей тоже транслируется, хотя, справедливости ради, интересна чаще всего только самим учителям: часы сокращают, обязательный экзамен отменили, есть реальная угроза вывода предмета "литература" из учебных планов. И ведь нечего возразить, все так. Но возразить хочется...
Во-первых, на самом ли деле нынешние читают меньше, чем прежние. На мой взгляд, это зависит от точки зрения на предмет: раньше, когда мы были самой читающей страной и свято верили в это, мы замечали читающих и радовались, что их так много; теперь мы злорадно констатируем, что дитятко наших приятелей торчит весь вечер в Интернете, лучше бы книжку почитал, при этом почему-то нам не приходит в голову, что приятели эти наши в пубертатный период тоже предпочитали чтению любое другое занятие, да и книжек в их доме негусто, ну Донцова есть, конечно, "Справочник домашнего винодела" еще, "Как победить целлюлит". Справедливости ради, отметим, что заботливые родители для дитятки книжки покупают, вот иллюстрированные энциклопедии, справочники "Сто великих...", там про роботов что-то было где-то.  Спросите своих приятелей, читали ли они ребенку в раннем детстве сказки перед сном, читают ли что-то сами, интересовались ли, что ребенок читает по программе и нравится ли ему эта книжка. Большой вопрос, смогут ли родители поддержать разговор о книжке, которую задали в школе. Так ведь родители росли без Интернета, в самой читающей стране. И что? Кто виноват в их случае?
Другими словами, привычка к чтению и потребность в нём формируются в первую очередь в семье. И исключения, как водится, только подтверждают правила.
Во-вторых, телевизор. В нашей семье он появился, когда мне было три года. Запретов не было, во всяком случае, я их не помню. Но родители мои, отнюдь не профессора словесности (у мамы  за плечами только средняя школа, у отца - семилетка), перед телеком вечера не просиживали, а вот читать - всю жизнь читали. И очень хорошие книги. То обстоятельство, что у соседей телевизора не было, никак не повлияло на приобщенность к чтению ни их детей, ни внуков впоследствии. 
У меня есть основания полагать, что читать меньше не стали. Статистики я, конечно, не веду, но за 25 лет моей работы в школе наблюдала как читающих, так и нечитающих  детей приблизительно в том же соотношении, что и в мои школьные годы. Правда, читают они не всегда то, что задают в школе. Точнее, совсем не то. Почему - ясно каждому. Встречалось ведь: ребенок собирает радиоуправляемые модели, но школьную физику не знает и не любит; возится с хомяками и рыбками, ставит опыты в теплице на станции юннатов, но биологию не выносит. Я знаю молодого человека, который к одиннадцати годам несколько раз прочитал Плутарха, но с истории методично сбегал. А если не удавалось сбежать, прямодушно хамил учительнице.  Нужно ли множить примеры?
Уроки литературы в школе - большая проблема. Огромная. И ей мы посвятим следующий пост.

1 комментарий: